Панно из яичной скорлупы. Автор мк Виктория Надеина

 

 

Решила разместить этот мастер-класс,

чтобы облегчить освоение технологии мозаики из яичной скорлупы всем желающим,

на примере своей работы "Морская парочка".

Вы, впрочем, можете выбрать себе любую тему изображения, основная цель,

преследуемая в этом мастер-классе — помочь понять технологию.

 

 

1.  Подготовленная яичная скорлупа.

2.  Красители (пищевые, или краски для ткани, шерсти, или естественные красители, или краски, например,акрил).

3. Плотный картон с фоновым цветом.

4. Лак акриловый. 

5. Кисти №1 и №6.

6. Простой карандаш или трафарет.

7. Пинцет.

 

Этапы  работы: 

1 . Выбор идеи для панно. С идеей важно определиться в первую очередь, чтобы понять для себя объем подготовки нужных материалов  — формат основы, количество покрашенной в нужные цвета скорлупы. Я выбрала несложный рисунок на морскую тему форматом 20х30 см.   

2. Подготовка основы. За основу я взяла картон, идущий в комплекте с рамкой. Он достаточно плотный — 2мм.  Картон грунтуется для лучшего сцепления слоев будущего изделия с основой. Затем покрывается  черной (или другой — цвет фона по выбору) акриловой краской.

 

 

Картон под действием влаги может прогнуться, поэтому, когда слой краски подсох, а сам картон еще оставался влажноватым, я положила его под пресс (пара тяжелых книг) примерно на сутки, а в это время готовила скорлупу.   

3. Подготовка яичной скорлупы. На данную работу ушло белой скорлупы примерно от 10 яиц.  

Мнения по поводу очистки скорлупы от пленки разделяются. Я решила очищать во избежание расслаивания и осыпания будущего панно . И как оказалось, наличие этой пленки мешает в процессе наклеивания скорлупы. Скорлупа из-под сырых или вареных яиц сразу же чистится от внутренней пленки, состоящей  из двух слоев. Первый слой отделяется довольно легко — подцепляется за край сколотой скорлупы и снимается одним движением,  а пристеночный сложнее — его можно снять, скатывая пальцами с внутренней поверхности скорлупы под струей проточной воды. Если нет возможности сразу снять пленку, ее надо оставить в воде, т.к. после высыхания пленка уже не снимется, сколько не замачивай. Кроме того, встретила такой совет: скорлупу надо мыть тщательнее, полезно обезжирить (спиртом, ацетоном), вымочить в содовом растворе — с такой подготовкой она лучше прокрашивается.

Красить или нет — это дело вкуса. Встречаются мнения, что красить ее — это неестественно, что у скорлупы богатый ряд оттенков. Действительно, оттенков бежевого у скорлупы много, и это очень хорошо, если хочется изделие с монохромным изображением. Такие панно очень красивые и стильные. Но если хочется цветное панно, то без покраски скорлупы не обойтись.

Особенность покраски скорлупы заключается в необходимости сохранения ее текстуры и стойкости окраски, поэтому краска должна впитаться  в скорлупу, либо быть прозрачной. Используют красители для ткани, шерсти, батика, пищевые для яиц, витражные, акриловые. Встретила рекомендации  от гуру метода по использованию в качестве красителя зелёнки, марганцовки, фурациллина, синьки, луковой шелухи. 

Хочу поделиться рецептом покраски скорлупы краской для ткани: вскипятить воду, добавить в нее краску на кончике ножа, растворить, опустить скорлупу, томить 5 минут, остудить. Если скорлупу положить до краски, то она может окраситься неравномерно. Интенсивность цвета скорлупы будет зависеть от количества красителя и экспозиции. Краска в этом случае должна быть в виде порошка — она продается в хобби-гипермаркетах. Имеющаяся у меня краска  по текстилю таким способом мою скорлупу не покрасила до нужного оттенка.

 

 

Так как больше красок для ткани, шерсти или батика у меня нет и пока закупку их для себя я посчитала нецелесообразным, красок для яиц в ближайших магазинах не нашла, а творческий зуд не давал покоя, я решилась на  эксперименты:

1. Покраска зеленкой — просто опустив скорлупу в раствор — красится довольно быстро, минут  5-10,  насыщенность цвета зависит от экспозиции, когда вынимать я смотрела по результату. Цвет получается очень красивый и ровный. Но после приклеивания скорлупа обесцветилась, видимо, реагируя на лак. Поэтому не рекомендую.

 

 

2. Свекольный отвар — в горячий отвар заложила скорлупу и оставила пока не остынет. Красит слабо, оставила на ночь — цвет  получился от бордового до темно-коричневого, насыщенный. Вариант понравился. Сырая свекла тоже красит — в нестойкий розовый.

3. Акрил — эта краска создает укрывистую поверхность, но если ее развести до прозрачности, то вполне можно покрыть с сохранением текстуры материала. Покрывать лучше мягкой широкой кистью, например, белка №6. Основная часть скорлупы для моей мозаики покрыта акриловыми красками.

4. Акварель. Ради сохранения текстуры решилась на акварель. Вариант  непростой — покрытие нестойкое и во время клейки может нарушатся, затягивая процесс. Но на моем панно частично красная звездочка — из скорлупы, окрашенной акварелью. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. После высыхания повреждение окраски уже невозможно.

5. Витражные краски. Они прозрачные, но текстуру скорлупы не сохраняют. Хотя, после того, как все изделие покрывается лаком, эта особенность нивелируется.

Нюансы: в зависимости от изначального цвета скорлупы, от концентрации раствора красителя и экспозиции покраски получается разные оттенки и насыщенность цвета. Покрывные красители при укладке мозаики требуют аккуратности, так как слой краски может нарушаться от соприкосновения с инструментами.

4. После просыхания основы нужно нанести на нее рисунок. Я наносила карандашом. По-моему, достаточно хорошо видно. Для тех, кто не владеет рисунком, есть такая рекомендация: рисунок копируется на лист бумаги подробно любым доступным вам способом (на кальку, ксерокопия и т.д.), затем  вырезается каждая деталь и обводится на основе.

 

5. Наклеивание скорлупы. Процесс очень кропотливый, местами (и даже очень большими местами) ювелирный и от этого небыстрый. Но, с другой стороны, медитативный и успокаивающий, это факт. Скорлупа — довольно капризный материал. Ломается  часто неожиданно не так, как хотелось бы, но, все же, кусочки можно подогнать друг к другу. Кусочки лучше ломать геометрической формы — прямоугольники, треугольники — так они лучше подойдут друг к другу. Первое время это может не получаться, но с практикой "рука набивается" .

Для облегчения процесса наклеивания небольшие  кусочки окрашенной скорлупы лучше подобрать до наклеивания на рисунке. 

 

 

Клеить скорлупу советуют на выветренный лак, которым потом покрывается изделие или на мозаик-гель. Скорлупа должна влипать в лак, как в смолу. Многие клеят на ПВА, но на счет ПВА мнения среди мастеров яичной скорлупы расходятся. Встречала советы клеить сколупу пистолетом, а также на загустевший лак для ногтей (по сути, акриловый). Поэтому я взяла лак акриловый покрывной защитный, который обычно использую в своей работе, и клеила на него таким образом: сначала на участок 1-1,5 см  ближайшей клейки нанесла лак. Пока отламывала кусочек скорлупы, он густел, прикладывала скорлупу выпуклой стороной кверху и надавливала на нее, чтобы она стала совсем плоской. Скорлупа — капризный материал и поэтому при надавливании некоторые кусочки крошатся. Трещинки между скорлупками заливала лаком. В процессе клейки я пользовалась тонкой кистью №1 и пинцетом, так как кусочки скорлупы очень мелкие, порой не более квадратного миллиметра. 

Приклееная по данной технологии скорлупа не отслаивается и не осыпается, что очень важно. При попытке "отклеить" высохнувшие приклеенные кусочки, они отслаиваются вместе с картоном.

 

На проклейку панно у меня  ушло 9 полноценных рабочих дней по 6 часов,  а я рассчитывала  изначально потратить день-два 🙂 Чтобы представить объем работы, смотрите следующие фото:

Первый день наклейки скорлупы:

 

 

Второй день:

 

 

Третий день:

 

 

Пятый день:

 

 

Седьмой день:

 

 

Девятый день:

 

В процессе наклейки скорлупы я допускала импровизации с цветом, не всегда следуя четко нарисованным линиям, а следовала тому, как лучше получается. Вообще, на мой взгляд, очень и очень важно в творческой реализации оставлять себе право на определенную степень свободы, позволение импровизации изображения и цветового решения, да и вообще, позволять себе экспериментировать и даже ошибаться. А в этой работе считаю самым главным технологию и выбор материалов. 

Благодарю за внимание  желаю  удачного воплощения ваших идей!

 

яичная скорлупа, красители пищевые, красители по ткани, картон, акриловые краски, лак, кисти, карандаш, пинцет

 

 

 


Архив комментариев


Irlandia_tor   Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:03 ()
Так красиво! И очень кропотливая работа.

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:05
Agnishanti
Здравствуй Катюша! Мне тоже понравилось это панно. Кстати, сейчас в данную минуту идет вебинар по скрапбукингу, хочешь посмотреть?
http://www.webinar.foreven.ru/secrets/142/
это группа вконтакте
https://vk.com/secrets.foreven
если вдруг не сможешь по ссылке попасть на вебинар

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:15
Irlandia_tor
А я смотрю )

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:26
Agnishanti
молодец!

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:30
Irlandia_tor
Правда, набегами. Потом запись скачаю.

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:40
Agnishanti
я тоже набегами смотрю, в записи удобнее, можно открутить куда нужно и сколько нужно раз и скрины сделать

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:41
Irlandia_tor
Точно. А ещё можно паузу нажать, отвлечься, а потом смотреть дальше, ничего не пропуская )

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:47
Agnishanti
вот эта возможность "нажать паузу" сильно расслябляет, я стараюсь ей не злоупотреблять, а то до конца не смогу досмотреть, так и остается видео на паузе по несколько дней, а здесь время ограничено до 14 часов следующего дня

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 19:49
Irlandia_tor
А я скачиваю на компьютер, что-то уже посмотрела, что-то пока лежит. Флюиду смотрела в 2 захода, 4 часа всё же многовато, не могу высидеть.

Пятница, 06 Февраля 2015 г. 20:17
Agnishanti
У Флюиды был супер вебинар, долгий, но очень интересный