В старину весной в разных губерниях России было принято печь особое обрядовое хлебное печенье – чтобы с его помощью «закликать» весну. ![]() Птицы — посланцы, связывающие землю и небо поэтому бытовавшие в разных регионах России, все они традиционно носили птичьи названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки» «тетерки». По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавших в этот день с юга 40 птиц ("вырии"), первой из которых был жаворонок или кулик. На юге России существовала поговорка: "Прилетел кулик из-за моря принес воду (весну) из неволья".
При этом, жаворонки, прилетевшие раньше дня Сорока мучеников (22 марта) по народным представлениям не означали наступление весны. В народе говорили: "они никудышные, прилетят и смерзнут, а уж тот, что на Сороки, тот настоящий". На чье поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. 40 севастийских мучеников, кем же они были и почему их память празднуют особо. (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян — Аглай — видя стойкость духа христиан сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Наши предки в этот день всегда пекли жаворонков, которые подобно мученикам были смиренны и покорны воле Божьей. Почему именно жаворонки? Издревле, крестьяне, обращали внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок стремительно устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу. ![]() В Зарайском районе весною пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Вместо глазок использовали сушеную рябину. Птичек раздавали детям, и те бежали закликать весну. Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово “заклички”. Девушки закликали приход весны. Они под вечер забирались на крыши сараев, риг, выходили на высокие места и оттуда кликали весну. Весна, весна красная! «Жаворонушки на соломушке, Закличек было много. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с “жавороночками”, ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев, где их съедали те же птицы. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту. Взрослые гадали по печеным жаворонкам: в птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и так далее. По тому, что кому достанется, узнавали о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, щепка – гроб, монетка – богатство… А можно приготовить несколько птичек – по числу членов семьи и запечь в одну из них монетку. Тот, кому достанется это печенье, вправе считаться весь год счастливым. Найденную монету хранили на божнице или носили с собой как талисман. ![]() Рецепты: Или обычное дрожжевое тесто и тогда вкусно , но лепить из него трудновато, при выпечке изделия сильно поднимаются и становятся похожими на бегемотиков, а не на птичек, или же ржаное без дрожжей , тогда лепится изумительно. Ржаная мука, кефир (или сметана или молоко, или вода), сахар соль, растит масло, кунжут. ![]() А вот на севере нашей страны в Каргополье на праздник солнечного равноденствия (22 марта), хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетерков» в виде круга, состоящего из трех «околов»-обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест — «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки». Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях. «сканого» (скать, сукать — сучить, крутить, свивать), и выкладывают – «завивают» — в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных. ![]() В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скется легко и тонко. В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку. и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь – узор уже не нарушишь. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут поглядеть узоры» и соседи. Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей. ![]() Первые тетерки мы делали из пшеничной муки и нам не понравилось… ![]() тесто было как резиновое не слушалось сжималось обратно жгутик получался неаккуратным, прилипал к повехности еще до его того как его завивали в узор. ![]() Но на тот момент не было ржаной муки и очень хотелось повторить красоту. ![]() Зато потом с ржаной мукой все пошло как по маслу. Катать тетерку это сплошное удовольствие доступное даже дошколятам. Увы с ними не успела сделать фотографии. ![]() А это кокурки — вареное яичко в ржаном тесте. такие брали с собою в дорогу, удобно хранить и есть. ![]() Это рисунки узоров из интернета ![]() Это схемки лепки жаворонков ![]() Это на конференции. ![]()
![]() вдогонку ![]() На эту тему наткнулась в сети случайно, (http://www.youtube.com/watch?v=R-y72bRs2TU), но меня так заинтересовало это новое для меня занятие. что тут же взяв на вооружение, стала внедрять в свою педагогическую практику. И со студентами, и с дошколятками. Притягивает даже магия солнечных узоров. с темой весенней обрядовой выпечки мы приняли участие в первой студенческой научно-практической конференции «Прикладное искусство и культура русского быта» состоявшейся 27февраля в Егорьевске на базе СПО «МОКИТ» Думаю, что в преддверии Масленицы, такая тема будет полезна педагогам. Правда это скорее блюда поста, так как Сороки позже масленой недели. Но все равно о обрядовой еде…
|
Архив комментариев