Поиск мотивации

Здравствуйте, уважаемые мастера!

Давно я не писала публикаций, не приходили на ум стоящие темы… и вот сегодня тема вдруг созрела 🙂

Уверена, каждый из нас помнит момент, когда осознал, что без творчества жить не может.

Когда понял, что может свернуть горы, чтобы реализовать свою мечту.

Когда решил, что пора перестать бояться и начать делать то, что всегда хотел делать.

Уверена, каждый из нас помнит, какие крылья вырастали за спиной в тот прекрасный момент. Ведь перед нами были открыты все двери и пути! И мы жили надеждой, что наши старания обязательно получат достойное вознаграждение.

Но вот прошло время…

Год, два, три, а у кого-то, возможно, и гораздо больше. Зеленый новичок превратился в опытного профессионала, и многие планы сбылись, и мечты реализовались, и было много побед – личных, объективных, мелких, крупных…

Все хорошо; дело развивается – быстро ли, медленно ли, но стабильно; и уже понятно, что можно существовать в таком режиме долгие годы, и ничего нового придумывать и не стоит.

И вот тут может наступить этот коварный момент, когда встает вопрос: «А что дальше?»

И все разом начинает рушиться.

Еще вчера от любимого дела загорались глаза – сегодня оно вызывает лишь скуку.

Еще вчера списки планов и дел заставляли живо вскакивать с кровати и начинать работать – сегодня хочется остаться в постели и провести там остаток жизни, лишь бы больше не видеть ни списки, ни планы.

Еще вчера горы начатых или запланированных вещей вызывали предвкушение – сегодня на них и смотреть не хочется, и идеи, которые вчера казались сногсшибательными, сегодня кажутся жалкими и нелепыми.

И почему-то нет больше ни сил, ни энергии, и самые простые действия совершаются часами.

Если это происходит с мастером, значит, с ним случилась катастрофа – он потерял смысл того, что делает.

Для окружающих его трагедия выглядит странной и даже несколько смешной. Ведь мастер так долго и упорно трудился, и столько сил вложил в развитие своего дела – что за странная хандра? Это он немного устал, надо отдохнуть пару дней, и все придет в норму!

Но норма не наступает ни через день, ни через два, ни через неделю.

Потому что хандра, усталость и плохое настроение – одно, а потеря понимания, зачем же нужно творчество – совсем другое.

Отчего может вдруг потеряться интерес к любимому делу?

Причин много, и далеко не все из них связаны с собственно творчеством.

1) Одна из наиболее вероятных причин — накопившаяся усталость.

Если очень долго крутиться, как белка в колесе, то рано или поздно силы организма иссякнут. Наше тело может просто взять и «выключиться» — например, заболеть, поневоле вынуждая нас бросать работу. Однако бывает и по-другому. Бывает, что в один прекрасный момент силы исчерпываются, и остаются лишь жалкие крохи. Потратишь их на одно дело – и на второе, третье и пятое уже не остается. А где нет сил, там нет ни желания, ни вдохновения, ни творчества.

2) Другая возможная причина — принципы работы, которые не устраивают.

Мы все начинали свое дело, рисуя в голове одну картинку, но жизнь – постепенно формировала в другую. В рамках хобби человек может творить все, что угодно, в полное свое удовольствие, но, превращая хобби в бизнес, он неизбежно вынужден подстраиваться под покупателей, аудиторию, законы рынка, спрос и многие другие факторы. И в итоге нередка ситуация, когда человек, к примеру, хотел рисовать картины, а в итоге занимается сборкой украшений – потому что украшения лучше продаются. Или хотел воплощать свои идеи, а в итоге не подходит к ним уже несколько лет – потому что очередь заказчиков на месяцы вперед, и делать «свое» катастрофически нет времени. Или хотел развиваться в пяти направлениях сразу, а развивает только одно, безмерно страдая по оставшимся четырем.

Так получается ситуация: вроде делаешь то, что хотел в целом, но при этом совершенно не то, что хотел, в частности.

3) Еще одна интересная причина — запрет себе делать то, что нравится.

Вот, допустим, рисует мастер картины. И все хорошо, все отлично – получается замечательно, и замечательно продается, и клиенты довольны. Но вот беда… покупают только цветы. Мастер может рисовать и портреты, и пейзажи, и города, и животных… а у него берут только цветы. Полный магазин картин других тематик – но лишь цветы привлекают внимание покупателя. И мастер поневоле начинает перестраиваться -переходит на рисование цветов. Становится «цветочным ассом», и его цветы нравятся еще больше, и продаются еще лучше, а он – несчастлив! Он-то хотел и города, и пейзажи, и портреты, и животных! Но мастер помнит, что только цветы его кормят. И каждый раз, когда на него находит вдохновение порисовать «запретное», он… давит его в себе и вновь рисует очередную ромашку.

4) Еще одна причина — потеря мотивации.

Когда намеченные горы свернуты, а новые вершины для покорения не придуманы, может образоваться внутренняя пустота.

Потому что радость от старых побед уже усвоена, и воспоминания поблекли, и пройденный путь, который вчера вызывал столько гордости, сегодня вызывает лишь горький смех («да там все было просто, на самом-то деле!»). А куда идти дальше – непонятно, ведь впереди темно, и нет огней азарта и вдохновения. Мастер вырос – как личность и как профессионал. И собственные достижения в этот момент могут показаться «детскими», вызывая вопрос: «А достижения ли это вообще? Может, я все время шел не туда? Может, мне нужно заниматься чем-то совершенно другим?»

5) Следующая возможная причина — отсутствие новых источников вдохновения.

Тут все более-менее ясно. Нет новых впечатлений, нет перед глазами свежих, живых примеров искусства, которые вызвали бы заветное желание «Я хочу также и еще лучше!», нет подкормки своих эмоций – и вот уже нет и вдохновения, и идеи перестают посещать, и, как следствие, страшный вывод: «Я больше не могу творить».

6) Отсюда вытекает и следующая причина — однообразная жизнь.

Если изо дня в день жить по одному и тому же графику, то вкус новизны и удовольствия неизбежно теряется. Невольно возникает вопрос: «Чем же мое творчество отличается от обычной офисной работы? Рутина здесь, рутина там». Так появляется скука, которая злейший враг творчества.

7) Однако, если, напротив, жить чересчур «свободным» графиком – ложиться в пять утра, вставать в два часа дня, завтракать вместо ужина – то организм, как бы весело и интересно ни казалось ему в начале, рано или поздно запутается и начнет немножко «сходить с ума». И следующим шагом наступает ситуация, описанная в причине №1.

8) И, наконец, последний пункт по списку, но не последний по значимости – отсутствие физической активности.

Когда приходит вдохновение, очень хочется отринуть все другие дела и броситься творить. И вот мы бросаемся. Мы радуемся, что разрешили себе окунуться в творчество, которое к тому же приносит доход, но… со временем, если вновь и вновь откладывать все другие дела ради творчества, можно обнаружить, что от многомесячного сидения в согнутом положении над рабочим столом спина – разваливается на части, глаза – отказываются видеть, пальцы – болят и не сгибаются, посуда – собралась в немытые горы, пыль – заняла все свободное пространство, друзья – давно уже махнули рукой и не звонят-не пишут, холодильник – пуст, потому что бутерброд всяко быстрее, чем полноценный обед, и вообще мы как-то давно не выходили на улицу и не видели солнечного света! А организм, которому не дают всласть подвигаться, вкусно поесть и вовремя отдыхать, рано или поздно станет слабым и совершенно неспособным к творчеству.

Тут в полный рост встает главный вопрос: а что же делать, если все это произошло?

Что делать с этой страшной тучей, которая висит над мастером и не дает ни жить, ни работать?

В такой ситуации бесполезно ждать, когда все «само рассосется». Потому что это – внутренний кризис, а кризис возникает в тот момент, когда механизмы нашей жизнедеятельности изнашиваются, устаревают и перестают работать. И если ничего не изменить самостоятельно – ничего и не изменится.

В первую очередь стоит осознать, какие именно факторы и обстоятельства «перекрывают кислород». А осознав, начать поэтапно, пусть потихоньку, по шажочку, но убирать или перестраивать их.

Кардинально поменять режим сна, если ясно, что тело уже еле держится на ногах от ночных бдений и поздних пробуждений. Не оправдываться «ну у меня же дела, заказы, обязательства», а плюнуть на все и лечь спать вовремя. Дела и обязательства будут всегда. А наш организм – единственный и неповторимый, и если его угробить, то дел и обязательств потом уже не будет.

Кардинально поменять график работы, если ясно, что делать так, как делал раньше, больше невозможно. Да, это может быть удобно для других – заказчиков, покупателей, ближайшего окружения. А для вас лично? Если ответ – нет, то терпеть дальше нет смысла. Ибо см. предыдущий абзац.

Кардинально поменять темы в творчестве, если ясно, что старые надоели до чертиков. Да, покупатели это любят и только это и хотят. А чего хотите лично вы? Один замечательный человек озвучил фразу: «Если я не буду делать то, что мне нравится, хотя бы иногда, то какой вообще смысл мне что-то делать?». Работы, которые делаются механически, без удовольствия, рано или поздно перестанут нравиться и покупателям. Так что, спасая себя новыми темами, вы тем самым спасете и собственное творчество.

Менять то, что давно устаканилось, может быть страшно. Ведь это чревато разрухой в жизни, потерей стабильности, вопросами от близких, тревогой окружающих. Но если изнутри точит хоть малейший червячок сомнений, то решение «я потерплю, все же не так и плохо, возможно, я пока не привык» может со временем обернуться тем самым внутренним кризисом. Если же после принятого решения на душе становиться спокойно и хорошо, то, что бы ни говорили разум, обязательства, долги, окружение, значит – путь верный и обязательно – обязательно! – принесет плоды. Пусть и не сразу.

Желаю всем мастерам работать и жить в удовольствие, радуя и себя, и покупателей!

Надеюсь, была полезна 🙂

 
 

Архив комментариев


Miss_Diz   Среда, 29 Января 2014 г. 20:33 ()
Спасибо!!! Теперь понятно почему №1 у меня проявляется, прочла и все мои мысли и догадки подтвердись
Agnishanti   Среда, 29 Января 2014 г. 22:32 ()
Miss_Diz, эта причина многих в наше время истощила :( Истраченные силы очень тяжело восстановить....
Но у Вас весьма вдохновляющие работы, и кофейные панно на мешковине, и витражная роспись.
Значит, еще не все резервы истрачены