Рельефные керамические украшения народного костюма. МК

 

Хочу поделиться с вами технологией изготовления керамических элементов, которые можно использовать в украшениях, а также для декорирования кожаных и текстильных сумок, ремней и поясов. Данный мастер-класс основан на дипломном проекте Надежды Шалимовой, а я была ее руководителем.  Проект был защищен, с успехом в 2011 году в Южно-Уральском государственном университете, г. Челябинск (специальность "Технология художественной обработки материалов) и после этого демонстрировался на многих выставках и конкурсах.

       

Эскизы коллекции "Истоки"

 

Художественных технологий в проекте использовано много, но я раскрою вам секрет одной из них. Конечно, мастера-керамисты эту технологию знают, но возможно тем, кто только делает первые шаги в освоении керамического искусства, данный мастер-класс тоже пригодится. А вообще, делая, его я больше всего ориентировалась на людей, занимающихся украшениями, текстилем, кожей и периодически сталкивающихся с проблемой интересного декорирования своих вещей. Поэтому надеюсь, он вам пригодится.

Для начала немного остановимся на материалах и инструментах, которые понадобятся — это: пластилин (можно использовать любой, но лучше все же скульптурный), гипс (лучше всего подходит медицинский), глина (в брикете либо в порошке), вода, банка (для разведения гипса, лучше пластиковая), стеки (можно сделать самостоятельно из палочек для мороженого, достаточно срезать под нужныи углом и зачистить нождачкой), дощечка для лепки (ровная для рельефа), муфельная печь (кстати, вы можите попросить обжечь платно в ДХШ, художественных училищах и ВУЗах, на кирпичных, керамических и фарфровых заводах, в мастерских Союза Художников России, для москивчей есть фирма "Хорсс").

         1. Пластилин скульптурный                2. Глина вакуумированная                      3. Глина в порошке

 

        

                                      4. Стеки                                                                   5. Муфельная печь

 

Остальные материалы и инструменты на фото не представлены, т.к. они итак всем знакомы.

Вернемся к нашим керамическим элементам для украшений и декорирования. Основу технологии составляет формирование элементов с помощью гипсовой формы. Этот способ используется в случае, когда необходимо изготовить несколько одинаковых элементов, т.е. наладить мелкосерийное производство. Сначала изготавливаем саму форму. Это делается так: на ровной поверхности формируем нужный элемент из пластилина и заливаем гипсом.

На фото представлены все этапы изготовления такой формы. К сожалению процесс изготовления формы для дипломного проекта в фотографиях зафиксирован не был. Поэтому, я предлагаю увидеть его на фото изготовления другого изделия — сувенирной плакетки с символикой ЮУрГУ (пару лет назад нам пришлось сделать, их по заказу ректората, целую партию).

Рельеф из пластилина (в левом нижнем углу)

Отлитая гипсовая форма (слева в верху)

Готовая сувенирная плакетка (справа)

 

Мои "сокровища" гипсовые формы)))

 

Рельеф из пластилина можно делать только строго под 90 градусов к нижнему его основанию (т.е. месту, где рельеф соприкасается с плоскостью). Либо нижние основание рельефа может быть немного больше верхнего. Никаких углублений в низу (у основания или на нем) быть не должно! Если вы сделаете неправильно, то гипсовую форму снять с пластилина не удастся, т.к. гипс затечет в углубления и не даст вам возможности его снять. Постарайтесь пластилин хорошо примазать к плоскости дощечки, приложите для этого усилия. Рельеф не должен от дощечки отрываться. Так вам будет проще снять потом гипс. Если все же пластилин у вас был примазан не достаточно хорошо и при снятии гипсовой формы остался внутри нее, не отчаивайтесь. Берем деревянный стек, либо другой предмет не слишком острый, и аккуратно, стараясь не повредить гипсовую форму, выковыриваем пластилин из нее.

Заготовку — рельеф из пластилина необходимо делать максимально точно и аккуратно. Так вам потом будет проще подправить и доработать глиняный элемент. И к тому же его легче будет вынуть из формы. Если все сделано идеально, элемент сам выпадет из нее, стоит только перевернуть форму.

Для того, чтобы начать заливать рельеф гипсом необходимо поставить по его периметру стенки, чтобы гипс не разливался по все поверхности и за ее пределы на стол и дальше на пол. Стенки можно сделать из чего угодно. Главное, чтобы они были выше самой верхней точки рельефа на 1–1,5 см. Сама я чаще всего делаю их из картона или пластикового стаканчика от сметаны. Стенки следует хорошо примазать снизу к дощечки и по бокам, так чтобы не было никаких щелей. Иначе гипс через них польется на стол. Переходим к приготовлению гипсового раствора.

Пропорция содержания гипса и воды меняется в зависимости от типа и желаемой густоты раствора. На 1 л воды требуется 2,5 кг гипса. Когда готовый порошок намок, размешиваем смесь так, чтобы в смеси не было комков и пузырьков воздуха. Мешаем движением снизу вверх. Замешиваем раствор 2–3 мин, чтобы смесь приобрела хорошую механическую прочность. Раствор готов, когда он имеет однородную сметанообразную консистенцию

Пластилин необходимо смазать маслом (вазелином или машинным), для того чтобы затвердевшая гипсовая форма легко отделилась. Время застывания гипса 5–10 мин. За это время из гипсовой массы, переходящей из жидкого состояния в пастообразное состояние, выделяется тепло. Кто замерз, может погреть руки. Форма вынимается только после того как гипс отвердеет и остынет.

Гипсовая форма для глинянных элементов

 

Полученная форма техникой прессования заполняется глиной. Для этого берем кусочек глины большего размера, чем нужен для заполнения формы. И пальцами его хорошенько вдавливаете в форму. Лишнюю глину срезаем металлической линейкой или ножом.

    

Когда глина начинает подсыхать по краям и отделяться от гипса, вынимаем ее из формы. Вы увидите, когда это произойдет, между гипсом и глиной появится трещина по всему периметру. Не дожидаясь полного затвердевания глины, корректируем рельеф рисунка и если вам нужны будут отверстия для последующих креплений и соединений элементов друг с другом, самое время сделать дырочки (лучше всего использовать для этого зубочистку или тонкий стержень от авторучки).

После этого сформированные элементы сушатся. При сушке изделий из них удалятся гигроскопическая и механическая связанная вода, что приводит к уменьшению первоначальных размеров на 6–12%. В результате этого поверхностные слои испытывают растягивающее напряжение, что приводит к появлению трещин. Неглубокие трещины смачивают водой. Для того, чтобы избежать деформации элементов и уменьшить вероятность появления трещин, накрываем элементы тканью. Так они будут сохнуть медленней, зато более равномерно.

 

Сырые элементы, разложенные на плоскости

 

 

Высушенные глиняные элементы

 

Далее производим утильный обжиг при температуре в муфельной печи 800–850°С, при котором происходит переход глины, в керамику. После обжига керамические элементы можно зачистить и подшлифовать для гладкости и удаления неровностей некрупной наждачкой.

  

Обожженные керамические элементы

 

 После охлаждения керамическим  элементам предается эффект состаривания путем втирания темно-коричневой краски в углубления черепков.

 

 Состаренные керамические элементы

 

После чего они расписываются красками по керамике и покрываются бесцветным лаком.

     

Керамические элементы, покрытые лаком

 

После того как все керамические элементы готовы, начинаем сборку украшений с использованием кожи, кожаных шнуров, деревянных бусин и металлических кнопок.

В первую очередь каждый керамический элемент обрамляем кожей. Это предохраняет хрупкие детали от повреждений и придает изделию более аккуратный вид. Элементы обклеиваем по бокам и с внутренней стороны. Для этого из кожи нарезаем шнур соответствующий толщине керамического элемента и детали повторяющие форму элемента. После чего наклеиваем их на керамический элемент клеем «Момент».

 Когда все элементы обрамлены кожей приступаем к их соединению, используя кожаные шнуры и деревянные бусины различных цветов и размеров. В отверстия, имеющиеся в соединяемых элементах, продевается шнур и закрепляется узлом. Деревянные бусины маскируют узел, облегчают конструкцию украшения и придают ему более аккуратный вид.

Окантовка кожей и соединение керамических элементов

 

 Название коллекции Надежды Шалимовой «Истоки». За основу взяты украшения и орнаменты скифов, русичей и др. североевропейских племен. Я дам небольшое описание коллекции Нади и фото того, что в итоге у нас получилось.

Модель № 1 — «Воительница» состоит из плетеного ободка, пояса, наручей, изготовленных из кожи и декорированных керамическими элементами, и включает в себя нагрудное украшение. В комплект так же входит кольчуга, меч из дамасской стали и ножны из дерева которые нужны для создания образа воительницы.  Их изготовление не входит в задачи дипломного проекта, поэтому они были приобретены у кузнеца и технологическая последовательность  из изготовления не описана. Ножны декорированы кожей.

Кстати, хочу немного похвастаться своей, уже бывшей, дипломницей. В процессе творческой работы над проектом Надя так увлеклась, что загорелась еще освоить и кузнечное ремесло, для чего стала ходить в кузню. Итогом этих занятий стал меч, выкованный ей собственноручно. Поэтому у Воительницы ножны не пустые, в них настоящий меч!

 

Модель № 2 — «Крестьянка» включает в себя шапочку из бязи, пояс с прикрепленной на него сумочкой и браслеты из кожи и нагрудное украшение. Шапочка, пояс, сумочка и браслеты изготовлены из кожи и декорированы керамическими элементами.

 

Модель № 3 — «Странница» включает в себя ободок из кожи с наушными подвесками, браслеты, нагрудное украшение и сумку из кожи так же декорированную керамическим элементом.

 

Модель № 4 — «Княжна» включает в себя шапочку из бязи, плетеный ободок с наушными подвесками, оплечье, пояс и браслеты, изготовленные из кожи и декорированные керамическими элементами

 

Модель № 5 — «Княгиня» включает в себя головной убор — кичку, оплечье и браслеты, декорированные керамическими элементами.

 

Все нагрудные украшения состоят из керамических элементов и скреплены между собой кожаными шнурами. Узлы на шнурах маскируются деревянными бусинами.

 

Коллекция "Истоки" (2011г.)

 

Вся коллекция сделана одним автором — Надеждой Шалимовой и включает в себя такие художественные технологии как: керамика, горячий батик, кожа, кузнечное ремесло и пошив нарядов девушек. Работа над ней, от идеи, эскизов до воплощения, велась почти год))).

Фото на природе (одногруппница Надежды) — Елена Смирнова

Констультанты:

по конструированию и пошиву одежды Т.П. Голубева;

по технологии горячего батика Н.И. Болотских.

 
 
  
глина, гипс, пластилин, стеки, муфельная печь, доска, вода, банка

источник http://www.livemaster.ru/topic/146255-keramicheski…fnye-elementy-dlya-ukrashenij?

Серия сообщений «Керамика«:
Часть 1 — Ночник из полимерной глины
Часть 2 — Самодельные каттеры для керамической флористики

Часть 4 — Изготовление мелкой пластики в керамике
Часть 5 — Кожаная керамика Миронова Марино
Часть 6 — Рельефные керамические украшения народного костюма. МК
Часть 7 — Лепим пуансеттию. МК
Часть 8 — Дизайнерская посуда в интерьере

Часть 15 — Кукольные домики — башенки из керамики
Часть 16 — Полимерная глина. Имитация керамики. МК Калинкиполинки
Часть 17 — Молочный обжиг глиняной окарины. МК Виктории


Архив комментариев


НаНиПо   Суббота, 02 Февраля 2013 г. 11:03 ()
Спасибо! Только вот с муфельной печью проблема:))

Суббота, 02 Февраля 2013 г. 12:26
Agnishanti
С муфельной печкой всегда были проблемы. Очень дорого стоит. А самим собирать сложно. Это многих и останавливает от увлечения керамикой.